Лёша слушал внимательно, вдумчиво. По выражению его лица и глаз было видно, что объяснением он удовлетворён
Этот ответ матери дал Лёше первое элементарнейшее представление о развитии природы. А что получил бы малыш, если бы ему ответили так, как отвечают часто: «В капусте нашли». «На рынке (или в магазине) купили» или «Аист принёс» и т. д.?
Почти через год, когда мать совсем забыла об этом разговоре, мальчик ещё раз вернулся к нему. Дело было в ноябре. На дворе падал снег, было холодно, неуютно. Лёша раздевался, чтобы лечь спать. Он знал, что сейчас юркнет под одеяло и согреется. А если бы без одеяла? Тут Лёша и вспомнил о «частице»:
— Мама, а та частица-то, что она на юге росла?
— Да, сынок, она росла там, где было тепло…
И Лёше стало спокойнее за эту «частицу».
Каждый полученный ответ требовал времени
на то, чтобы «перевариться» в сознании малыша. Поэтому никогда ни один вопрос не оставался забытым. Через некоторое время он то дополнялся (как на примере с гвоздиком и с вопросом «откуда я?»), то задавался другим, но тогда уже в форме проверки, — знают ли они то, что он знает? — то о нем рассказывалось в беседах с ребятами, а иногда даже и с мишкой, и с самим собой в играх.
Но чаще всего для проверки того, что он слышал от кого-нибудь, он бежал к матери и спрашивал:
— А правду ребята говорят, что дядя старьёвщик детей в мешок сажает?
— Нет, ребята говорят неправду. Дядя старьёвщик детей в мешок не сажает. Он приходит и спрашивает, нет ли у нас старых вещей, и, если мы хотим их продать, он их покупает. II все.
Источником познания окружающего были и его собственные наблюдения. Он был довольно наблюдательным для своего возраста. Например, Лёша «установил», что у него «не хватает пальчика» между большим и указательным пальцами. Строение руки он воспринял, видимо, как нарушение симметрии.
Однажды, когда Лёше было около двух лет, он подошёл к матери с просьбой:
— Мама, пришей мне вот тут пальчик!
— Пальчик не пришивают.
Это его не удовлетворило. Через несколько дней он подошёл с той же просьбой. Тогда мать объяснила, что пальчик пришить нельзя, больно будет, а потом сказала: