Через некоторое время, когда игрушка перестала занимать Лёшу, ему давали другую, новую, которую он осваивал так же постепенно, как и первую. Затем мать давала ему обе эти игрушки вместе, чтобы, играя с двумя знакомыми предметами, он мог различать их и заняться ими.
Когда Лёша был мал и играл ещё в кроватке, мать никогда не давала ему сразу несколько игрушек, тем более новых. Новая обычно прибавлялась к одной-двум старым игрушкам, с которыми он уже играл.
Некоторые взрослые удивлялись: зачем нужна такая чрезмерная «регламентация» даже при знакомстве малыша с новыми игрушками? Какой в этом смысл? Л смысл в этом большой. Когда ребёнок получает новую игрушку, она всегда привлекает его внимание и вызывает значительное напряжение его маленьких сил: зрения, слуха, осязания н т. д. Много раз «занимаясь» с игрушкой, он научается узнавать се п. узнает потом, когда получает вновь. Вторую он «осваивает» также постепенно и вместе с тем приобретает уже умение отличать ее от первой. Это очень сложный для ребёнка процесс — познание н узнавание предмета. Он полезен ребёнку, так как обогащает его ощущения, развивает восприятие, органы чувств, движения, воспитывает сосредоточенность, умение быть занятым своими игрушками без участия взрослых. Когда же ребёнку дают сразу несколько новых игрушек, внимание его рассеивается, он бросается от одной игрушки к другой. Не в силах освоить их сразу, он быстро устаёт, наступает состояние безразличия, появляются беспричинные слезы. Ребёнок начинает проситься па руки к взрослым, не желает играть один.
Родители, не понимая истинной причины такого поведения малыша, жалуются: «У нашего игрушек много, по он с ними не играет, не любит играть…» Л отсутствие у ребёнка умения быть занятым без участия взрослых в первые годы жизни ведёт в дальнейшем к неумению быть внимательным к любому делу в последующие дошкольные годы, а иногда и в школе.
Лёша всегда был занят своими игрушками. Они были деревянные, целлулоидные, резиновые и обязательно окрашенные в яркие цвета. Лёшу никогда не надо было «развлекать». Когда он был сыт, сух и не хотел спать, мать давала ему игрушки в руки, и он занимался ими, перебирая их, пробуя на вкус, постукивая ими друг о друга, бросая их и снова поднимая и т. п. Но они становился к ним безразличный, если уставал или был голоден.