Когда нужно было прочистить нос малышу, промыть глазки, что обычно вызывает неприят­ные ощущения у ребёнка, мать всегда делала это спокойно, нежно, сопровождая процедуру размеренными, певучими «приговариваниями». Этим она достигала того, что и неприятные ощу­щения ребёнок стал переносить относительно спокойно.

Особого внимания требовало купание малы­ша Температура воды должна быть приятной ребёнку. Мать знала, что купание в перегретой или переохлаждённой воде, хотя бы это случи­лось только одни раз, могло вызвать отрицатель­ное отношение у ребёнка к купанию и его труд­но было бы йотом изменить, а вместе с тем при­учить и вообще к умыванию. Зная это, мать лег­ко достигала требуемых условий, каждый раз из­меряя термометром температуру воды.

Лёша скоро привык к купанию и всегда до­вольный замолкал, когда оказывался в ванноч­ке. Не удалось матери только одно: малыш каж­дый раз вздрагивал, пугаясь, и начинал отчаян­но плакать, когда ему лили воду на голову. Только много позднее мать узнала, что нельзя было поливать ребёнка с головы, поняла, поче­му он вздрагивал, пугался н плакал в такие моменты: давление падающей воды на нежную, неокрепшую головку ребёнка ошеломляло его, а струи воды, текущие по лицу, прерывали его дыхание. Ей стало понятно, что он испытывал в эти минуты

Очень рано мать стала подвешивать над кро­ваткой — в 70—80 см от грудки ребёнка — яркие игрушки. Наклоняясь над кроваткой и разгова­ривая с Лёшей, показывая ему яркую звучащую игрушку, мать приучала сына сосредоточивать взгляд на предмете, находить источник звука. Она учила его также следить за передвигающим­ся предметом. Висевшие над кроваткой Лёши яркие игрушки привлекали его взор, развлекали его.

Когда Лёша стал следить за передвигающи­мися предметами, видеть близкие предметы, подносить к глазам свои кулачки и долго смот­реть па них, а также переводить глаза с одного предмета па другой, а пальчики его могли уже схватывать висящие теперь низко над его гру­дью игрушки, ему дали игрушку в руки. Вначале это была одна игрушка. Она вызвала ряд но­вых движений у ребёнка. Лёша схватывал ее обеими руками, тянул ко рту, подносил к глазам и долго рассматривал, размахивал ручонкой с зажатой в ней игрушкой. Вначале это движение было ненамеренным. А когда малыш услышал сочетающийся с этим движением звук перека­тывающихся горошин в игрушке, он стал разма­хивать ею, чтобы вызвать знакомый звук.